Отец для ребёнка
За свою двадцатилетнюю работу в школе я немало насмотрелся на отцов учащихся. И, откровенно признаюсь, часто с болью думал о том, как легко многие из них роняют это большое и благородное звание, забывая, что отец для ребёнка это не пустой звук. В первую очередь хочется сказать о тех, кто считает свою роль на службе настолько важной и незаменимой, что не допускают даже мысли о возможности сочетать ее с «какими-то там» обязанностями по воспитанию собственных детей в семье. Даже намек на необходимость такого сочетания воспринимается чуть ли не как оскорбление личности.
— Да вы что, шутите? Да знаете ли вы, как я занят на работе? А вы меня отрываете! Запомните раз и навсегда: по всем этим домашним делам обращайтесь к матери и бабушке. Им более сродни эта возня, чем мне. У меня — государственные дела!
Папаш такого сорта никогда не увидишь в школе. Да и дома они чрезвычайно далеки от детей. Добиться, чтобы такой отец по душам побеседовал с детьми, погулял с ними, прочитал книжку,— да легче Луну с неба достать!
В семьях таких отцов обычно есть все материальные удобства, дети хорошо одеты и хорошо питаются, имеют все условия для занятий. Но не надо забывать, что материальные блага – это далеко не главное. В семье вечно-занятого отца зачастую нет главного — атмосферы общих радостей и забот, взаимного внимания и чуткости. А как нуждаются дети в такой атмосфере, как нужна она для их нравственного развития! Не ощущая такой атмосферы, дети замыкаются в себе, черствеют, сами заражаются самомнением, становятся эгоистами.

Среди плохих отцов для ребёнка не последнее место занимают и так называемые донжуаны. Внешне такой отец производит даже хорошее впечатление: он весел, общителен, готов приласкать детей, подарить игрушки и т. д. Но по своему «нутру» это обычно глубоко эгоистичный человек, заботящийся лишь о личных удовольствиях. И ради них он легко жертвует спокойствием и счастьем близких людей, легко ломает семью, совершенно не думая, какую тяжелую травму наносит не только жене, но еще больше детям.
Потерять самого близкого человека, оказаться сиротой при живом отце на руках убитой горем матери — это такое несчастье, которого хватит на десятерых взрослых, не то что на слабого ребенка. Брошенные отцами, дети сразу же теряют прочную опору в жизни, на которой держалось все их мироощущение.

Я немало видел, как неутешно страдают дети, даже старшие, покинутые отцами, как они мечутся в поисках правды и справедливости.
Ругали ученика 10-го класса Костю Е. Ругали все и за все. Наконец, дело дошло до директора. Вызываю юношу к себе.
— Что с вами происходит, друг? — спрашиваю русоволосого, с грустно-голубыми глазами парнишку.
Его как будто прорвало. Он упал на диван и буквально застонал от душивших его мук.
— Что мне делать, что? — воскликнул юноша.— Отец живет в одном месте, мать — в другом. А меня поделили надвое: день живу у отца, день—у матери. Приду к отцу — он костит мать, называет ее дурой. Вернусь к матери — она тоже в долгу не остается, величает батю мошенником. У кого родители как родители, а у меня... — он горько махнул рукой.
Вспоминаю ряд таких тяжелых случаев, когда школе приходилось заниматься семьями, легкомысленно и бездушно разрушенными «любвеобильными» отцами, и спасать детей.

Особо приходится говорить об отцах-пьяницах, вносящих в семью грубость, разухабистость, сквернословие, разрушающих весь семейный быт. Такой отец для ребёнка – сущий кошмар. Он пропивает деньги, на которые должна жить семья, оскорбляет жену, бьет детей, травмирует всех.

...Как-то ко мне обратилась классная руководительница 10-го класса.
— У меня есть ученик Николай Т. Вы его знаете. До недавнего времени он был спокойным, дисциплинированным юношей. Но потом с ним что-то произошло. Он мечется, грубит учителям, раздражается. Не поговорите ли вы с ним? Я еще и отца его вызвала.
— Пригласите их сюда.
И вот передо мной отец и сын. Отец — грубоватый и, судя по разговору, малокультурный человек. Сын — умный, с тонкой натурой юноша.
— Почему вы плохо ведете себя? — задаю ему вопрос.
Он мнется, пожимает плечами, молчит. Тогда заговорила классная руководительница. Она упрекнула Николая в недисциплинированности, невежливости и других грехах. Отец тоже подтвердил, что сын грубит, не слушается матери, не считается с ним, отцом.
Но тут Николай, вспыхнув весь, встал и повернулся к отцу.
— Да, я его не уважаю! — резко сказал он, кивая на отца.— Более того: не люблю. Но почему? Этот вопрос остался невыясненным. А при желании отец сам мог объяснить, кто виноват в том, что у нас дома не жизнь, а каторга... Дело в том,— продолжал Николай, все более оживляясь и смелея,— что мой отец, как ни тяжело признаваться, отсталый человек. И дружков себе подобрал не лучше себя. И каждый день только и знают, что пьют и сквернословят. Вот я и говорю: пусть он прекратит пьянство! В противном случае я ему не сын, а он мне не отец.
Беседовали мы долго. Вначале отец, разгневавшись, ругал сына, кричал, что яйца курицу не учат, и все в этом роде. Но под конец вынужден был согласиться, что сын прав.
Отец дал слово исправиться, бросить пить, заняться воспитанием детей и, в первую очередь, самого себя.

Мне не хотелось бы, однако, свести всю «проблему отцовства»» к разговору о плохих отцах — плохих как людей. Пожалуй, наиболее распространенный тип отца — тот, о котором как о человеке ничего плохого не скажешь. Такой отец для ребёнка и честный, и скромный, и порядочный человек. Но вся беда в том, что он фактически часто стоит в стороне от воспитания детей в семье. В лучшем случае просмотрит дневник, подскажет, как задачку решить, сделает случайное внушение. Однако у него нет продуманного плана и системы воспитания своих детей. Он лишь пассивно поддерживает усилия жены.

Между тем воспитательная роль отца в семье исключительно важна. Ведь у него богатый жизненный опыт, представляющий большую ценность для детей. Он часто лучше может помочь детям в решении сложных идейных и нравственных вопросов, в воспитании воли и характера, в практической подготовке к жизни.
Кроме того, нельзя не учитывать известного различия в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики как-то естественно тяготеют больше к отцу, больше нуждаются в твердой направляющей отцовской руке. Да и общий успех семейного воспитания бывает наиболее полным лишь тогда, когда отец и мать выступают как активные воспитатели детей, объединенные общими взглядами и общим чувством ответственности.

Мы убеждены, что, если каждый отец для ребёнка, станет настоящим авторитетом, повысив свою педагогическую культуру, станет рядом с матерью- воспитательницей и будет отдавать свободное время семье, детям, как далеко шагнет наша детвора, на¬сколько улучшится все семейное воспитание!



ТАК ЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ